Статьи / Полезная информация


15:29
Рабочие веймаранеры в России. Прошлое и будущее

Народное предание гласит: «Первые веймары были привезены к нам после войны». Похоже на правду -  до войны в России увлекались островными легавыми, немецких привозили очень мало и, в основном, это были курцхаары.

Каких кровей были первые «русские» веймары, как прошла их жизнь вдали от родных палестин – история умалчивает.

Затем был долгий период «безвеймарья», и в середине 80-х они снова появились в России. На этот раз к нам приехали две собаки рабочих чешско-немецких кровей - UxaNestor  иJaso Z Konselova Dvora– их подарили сокольникам. В 1986 году родился первый помет, но часть щенков вскоре погибла. В те годы не принято было выяснять причину, по свидетельству очевидцев, симптомы напоминали заворот.

Одновременно стали привозить других собак, например, из немецкого питомника, занимающегося рабочими собаками, привезли первого длинношерстного кобеля -BorisvomPipitzhof, потомка известных полевиков.

Французский кобель Gluo  также происходит из рабочих линий, его предки, носившие приставку «desDiablesGrisduFresneCamily», и те, что совсем без приставок, были чемпионами Франции, Швейцарии, Люксембурга и носили почетные титулы трайлеров.Эта линия и сейчас существует во Франции, представленная известнымисобаками, способными выиграть полевые состязания (филдтрайл) в конкуренции с эпаньолями и курцхаарами.

В Эстонию из Финляндии (из питомникаGrayChost)был привезен кобель по кличке Gray Chost Gilbert, от которого в Москве родились щенки. Он был потомком знаменитого английского кобеля – Varstock Voyagerof Roxberg. Английские крови любимы скандинавами и активно используются в разведении – потомки собак от таких вязок показывают прекрасные результаты в поле.

Питомник Gray Chost до сих пор существует в Финляндии, как и прежде, занимаясь разведением рабочих собак, и добился неплохих результатов. Среди ближайших родственников Гилберта есть собаки, получавшие первый приз на филдтрайлах в открытом классе (межпородные состязания для взрослых собак) и даже первый приз в классе чемпионов! Это особенно ценно, потому что в Финляндии правила не одинаковы для разных классов,  в классе чемпионов (победителей) они очень сложные – помимо безупречной работы собака должна продемонстрировать анонс.

Вот что пишет о Гилберте (GrayChostGilbert ) его хозяин,  Андрей:

"… Гилберт был привезен в 95 году из Финляндии и до сих пор, к сожалению,остается единственнымвеймаранером в Эстонии. В 1996 к к нему приезжала подружка из Москвы и, насколько я знаю, родились 7 щенков. Какова их судьба - не знаю. Слышал, что в Москве около двух десятков веймаранеров и руководством разведения заведует Лесси Чистякова.В1996-1997 годах разведение шло через московский клуб "Фауна" (Москва оставалась центром разведения породы еще долгие годы – прим.авт).
Вообще, идея привезти веймаранерапринадлежала моей жене, которой очень понравился экстерьер и интеллект этих собак.
Я тогда и не думал об охоте, с которой никогда не был связан.
Мы ходили с кобелем на всевозможные выставки и возникла необходимость пройти рабочие испытания (по законам Эстонского Кинологического Союза это необходимо легавым для получения чемпионства). Я стал искать охотников, с которыми можно было бы выезжать в поле, на натаску. Только в 3 года Гилберт впервые оказался на настоящей охоте (правда, утиной) и сразу показал отличную работу, получив вскоре диплом по водоплавающей.

Я решил, что иметь веймаранера и не охотиться - это грех, и уже к следующему сезону мне пришлось самому сдать экзамены и стать охотником. Очень хотелось заняться классической охотой с легавой.Я боялся, что утки испортили молодого пса, но очень скоро кобель вошел во вкус и, чувствуется, сейчас бекас привлекает его больше уток. Одним словом, с охотничьим инстинктом все в порядке.
Финская родня Гилберта тоже вся работает, в основном, белую куропатку.
Стиль веймаранера отличается от сеттеров и курцев большей рациональностью. Поиск не широкий, но пес может определять более перспективные участки и вместо пустой
беготни стремится к низким, заболоченным бекасиным местам, а там уже обследует все до последнего метра.
На утиной охоте при перелетах из засидки выбирает место с хорошим обзором и спокойно сидит, ожидая пока не привалит работенки поднести подбитую утку. За три года не нашел только пару подранков, и то в очень густом тростнике.
Хорошо помогает при охоте на уток с подхода, медленно идя вдоль
прибрежных зарослей и держа с мной близкую, удобную для стрельбы дистанцию. Так удавалось даже гусей стрелять.
По боровой дичи особенно его не пробовал, хотя за это время помог взять пару вальдшнепов.
За зайцем бежит молча и очень быстро, правда ни одного не поймал. Как-то ради забавы пробовали его вместе с борзыми в преследовании механического зайца и к всеобщему удивлению из 25 собак он поделил первое место.
Дичь несет нежно, не мнет в рагу.
Воспитание в первые годы жизни требует сильной руки и терпения, т.к. характер очень живой и в подростковый период часто пытается решать все сам. Несмотря на то, что в книгах породуназывают обидчивой, я этого не заметил, наказывать приходилось, правда за дело. К 4-5 годам уже пожинаешь плоды воспитания. Пес хорошо управляемый и проблем не возникает.»

Прекрасное описание! Все сказанное Андреем – и достоинства, и недостатки, можно отнести к веймарам классического типа в целом, именно таких собак первыми привезли в Россию. Это быливеймары отличных рабочих кровей.

Описание работы веймаранера есть и у Михаила Селаври в его «Записках московского натасчика». 10 лет назад Селаври натаскивал потомка GrayChostGilbert и BorisvomPipitzhof – Саломею Де Камерон (вл. А. Манаенко), после того, как от собаки отказались несколько натасчиков.

«Эта собачка – молоденькая веймарская легавая Салли – отняла у меня массу времени и сил.
…И чутье прекрасное, и ход быстрый, легкий, и послушание отменное, и то, как она отслеживала мои перемещения в полях, - все было прекрасно. С ней можно было ходить сколько угодно без команд и свистка…
…Но пущенная в поиск, ходит шажком или медленной рысью, пять-десять метров вправо и влево, в пяти – десяти метрах передо мной, не проявляя никакой страсти. А если ей попадалась птица, то отрабатывала ее Салли прекрасно. Но это ее почти не возбуждало. Сделав несколько параллелей на хорошем челноке, она вновь переходила на рысь и узкий поиск…
…Случайно натолкнувшись на наброды, она с увлечением их распутывала, опустив нос в землю и тратя массу времени. Конечно же, с опущенным носом она не могла далеко учуять птицу и поднимала ее без стойки.»

Ценой больших усилий натасчику, наконец, удалось добиться своего – Салли заработала, и заработала очень хорошо, но лишь к концу второго сезона. Михаил Селаври понимал, что собака должна «проснуться» и не отказался работать с Салли.
Несмотря на то, что позднее созревание остается проблемой большинства веймаранеров, европейские заводчики научились с ней справляться–появились собаки, способные пройти полевые тесты с семи месяцев.

В последующие годы привезли еще нескольких собак из Германии, Голландии (Рембрандт),США (кобель SOULES B`S), и даже ЮАР (кобель AltwicZaggaria), но такого влияния на породу, как Gluo, BorisvomPipitzhof, GrayChostGilbert и первые чехи они не оказали. Особенно сильно влияние чехов– все они родственники друг другу. В родословных первых чешских собак - UxaNestor  и Jaso Z KonselovaDvora и в родословных собак, привезенных из Чехии позднее (AbarUszczynskieLasy, AttilazeSkarezu, AmarillisSiriusNova и других), встречаются одни и те же клички. Это обладатели прекрасных рабочих качеств, дипломов первых степеней - веймаранеры с приставками «Nestor», «vomZehnthof», GaryKajka, CastorvomZuckermantel и другие. Особенно часто встречаются  ItaNestor иKazanNestor – очень титулованные рабочие собаки.

«Поток» импорта быстроиссяк и вязать стали родных братьев и сестер. От одной из таких вязок и произошла сука по кличке АйраСильверДрим, которую можно найти в любой старой московской родословной.

Именно от Gluo и потомка Айры – Весты Вайрер родился чемпион России, обладатель множества полевых дипломов по зверю и птице - Серебряный Призрак Зорд (владелец П. Власов), оказавший огромное влияние на породу. Зорд дожил до 14 лет, а в 13 он еще ходил с хозяином на охоту, хотя уже плохо слышал.

Разведение замкнулось на потомках первых собак, привезенных в Россию. Вязать за рубежом заводчики не решились.

Отбора по рабочим качествам не было, на серьезные недостатки в работе европейскихвеймаранеров никто не обращал внимания. Тестов на наследственные заболевания делать было не принято. Статистика не велась. Но вязать продолжали, закрепляя близкородственным инбридингом и плохое, и хорошее. Неполнозубость, крипторхизм, дисплазия – неполный «букет» наследственных проблем.

И сегодня можно увидеть собак, в родословных которых Gluo и АйраСильверДрим встречаются четыре-пять раз, хотя уже никто, наверное, не сможет объяснить, зачем был нужен такой близкий и многократный инбридинг.

Около семи лет назад количество веймаранеров стало стремительно увеличиваться, в России и во всем мире порода переживает второе рождение.К нам привезли собак рабочих и шоу-кровей, потомков знаменитых шоу-чемпионов. Вязки за рубежом перестали быть редкостью. Появились собаки, которые могут составить конкуренцию на самых крупных выставках мира.

Добавилось и проблем со здоровьем.

С рабочими качествами дело обстоит гораздохуже, чем с экстерьером – это мировая тенденция. Охотники берут веймаранеров неохотно из-за того, что за породой закрепилась слава  неазартных, медленных на ходу, хотя и с хорошим чутьем собак.Важным породным недостатком является позднее созревание. Скорее всего, именно из-за этих проблем порода как охотничья распространена очень слабо. Даже в США, где веймар входит в число 12-ти самых многочисленных пород, а рабочих веймаранеров больше, чем в любой другой стране мира, челночащий в поле веймар собирает толпу зрителей.

Называть своих собак «рабочими» стало модно. Заводчики не только у нас в стране, но и в Европе отправились получать дипломы на испытаниях и состязаниях, нисколько не интересуясь охотой и рабочими качествами собак. Такое псевдо-рабочее разведение только усиливает недоверие к способностям веймара как легавой. Опытные охотники предпочитают брать проверенных курцхааров и дратхааров, а начинающие вводятся в заблуждение названием породы. Мол, если «легавая», то непременно с охотничьими способностями. Кажется, к выбору саженцев сегодня подходят ответственнее, чем к выбору щенка, который будет другом и напарником ближайшие лет пятнадцать.

Очень надеюсь, что у породы в России есть охотничье будущее и любители легавой охоты смогут оценить потрясающие ум и настойчивость, контактность и управляемость, отличную работу веймаров по следу и на воде. Так обязательно и случится, если приоритетом для немногих заводчиков, интересующихся охотой, станут именно рабочие качества а не экстерьер, если они обратят внимание на породные недостатки и последуют примеру флагманов охотничьего разведения веймаранеров – Скандинавии и США, известных своими быстрыми в поле, азартными и очень выносливыми веймаранерами, сохранившими злобу к зверю и страсть к воде.

 

Мещерякова Маргарита, владелец, член президиума НКП «Веймарская легавая»


О породе Веймарская легавая [5] Разведение / Генетика [7]
Здоровье веймаранера [1] Рабочие качества / Охота [3]
Видео [0]
Категория: Рабочие качества / Охота | Просмотров: 4054 | Добавил: bogash72 | Рейтинг: 0.0/0
Имя *:
Email *:
Код *:
Спонсоры сайта БАЗЫ веймаранеров:
Питомник веймаранеров Фантом Индиго
Интернет магазин тканевых сумок BAGS by LOTUS